Добрый день! Рада поделиться личным опытом о том, как мы с мужем научили нашего ребенка копить деньги.

Нашему сыну 6 лет, в следующем году он пойдет в первый класс. Мы с мужем решили, что уроки финансовой грамотности сыну вводить сейчас самая пора - в школе кроме питания есть еще и платная столовая, деньги на которую даем мы. Понятно что деньги – это неотъемлемая часть жизни каждого человека, и ребенок должен научиться управлять своими финансами чем раньше, тем лучше.

Сын, конечно, уже понимает что такое деньги, знает что и сколько стоит, может купить себе что-то в магазине, но копить совершенно не умеет. Не хватает мотивации (или понимания) как это - откладывать деги, чтобы купить что-то крупное, но попозже, вместо того, чтобы не тратить все сейчас. Все деньги, которые у него есть, даем ему мы или иногда дает ему бабушка, когда приезжает в гости.

Что мы делали:

Шаг 1: у сына давно была хотелка - самокат. До этого у него бывали случаи, когда он хотел что-то крупное, мы с мужем обычно говорили, что не сможем купить и сын как-то соглашался, спокойно относился в среднем. Но в этот раз, когда сын попросил самокат, я решила зацепиться за такую возможность и рассказала ему, что он сможет купить себе его сам, если начнет откладывать деньги. С учетом того, что этот самокат не скоро понадобится (только на следующий год, так как сейчас школа и не до этого), накопить теоретически ему было бы несложно.

Мы рассказали ему на своем примере, как мы с мужем копим: например, как мы накопили на машину. Условно конечно - каждый месяц откладывали по определенной сумме и накопили. Прикинули с сыном - как поделить общую стоимость за самокат на 9 месяцев: самокат стоит 4800, получилось в сумме 530 рублей в месяц. Сын решил, что он легко наберет эту сумму к следующему году.
Шаг 2. Собственно копилка: в комнате сына муж поставил банку, в которую сын складывал монеты. Уговор был такой: сын туда складывает деньги, которые ему подарили или которые он заработал. Из минусов этого метода - непродуманность с нашей с мужем стороны в том, что по первости сын начал туда складывать деньги, не потраченные со школьных обедов. Я не хотела, чтобы сын сильно экономил на обедах и недоедал в школе, лишь бы накопить. Поэтому был предпринят слуедующий шаг - даать небольшие суммы за какую-нибудь работу. Про варианты - сделай математику и получишь 50 рублей - сразу отметались, так как мотивация учиться (по моему скромную мнению) не должна пересекаться с желанием подкопить денег. Поэтому был принят следущий шаг -

Шаг 3. Найти какое-то занятие, которое поможет подкопить деньги.

Платить за выполненные домашние задания или "вынеси мусор и получи 50 рублей" мне категорически не нравились. Я считаю, что мотивация помогать родителям или делать уроки должна быть вне таких денежных отношений. Были дела, которые не очень детские, но мы с мужем решили, что можно дать сыну подзаработать в каком-то случае: один раз дали помыть машину, сгонять в ПВЗ за заказом. Естественно, когда сын мыл машину муж смотрел как он это делал, т.е. это не "на отстань" должно быть сделано. Тут опять же вопрос в том, что деньги не даются просто так: мне надо было, чтобы сын понимал, что деньги зарабатываются трудом, и будет более ответственно относился к своим финансам.

Таким образом, сын накопил к концу года нужную сумму.

Результат нашего эксперимента

Копилку мы поставили в начале сентября. Где-то к ноябрю сын начал более понимать, что такое - прям КОПИТЬ деньги. Если до этого он относился к этому не очень серьезно, то к Новому Году понял, что это мероприятие в целом интересное и появился азарт. До этого это было неинтересно, хотелось схитрить, недоделать обязанности. Бывало, что вынимал деньги из банки и тратил.

Не скажу, что все прям было очень гладко. К концу октября муж с сыном вынули деньги из копилки и пересчитали. Сын был удивлен, что там сильно меньше, чем он предполагал и задумал вообще отказаться от своей идеи. Потребовалось рассказать, что если он будет доставать оттуда деньги на разные чипсы, колу и прочее - так и не получится ничего. Муж записал сумму, которая получилась в итоге у сына и наклеил на нее бумажку с этой суммой. В какой-то мере, это немного помогло, эдакий план доходов получился.

Или еще случай - сын попросил денег "авансом" на какие-то свои дела. Мол, когда перетратил из копилки и не уложился в месяц, то попросил заранее сумму, которую он потом отработает. Я пошла на поводу, потом сын про эту договоренность отработать "долг" забыл. Муж сказал, что на карманные (не в школу) деньги, не будут выдаваться за такое поведение.

Сильно позже, раз в какой-то период сын высыпал все из копилки и пересичтывал. Из интересного для меня - чем ближе подходило время к той сумме, которую он уже собрал, тем легче шла мотивация сохранить деньги и не потратить лишний раз.

Также было интересно увидеть, что ближе к моменту, когда уже сумма подкопилась достаточная, сын уже сомневался, насколько нужен этот самокат и пару раз выражал желание сохранить деньги. Муж предложл купить ему самокат и так, а деньги сын бы сохранил. Тем более, чтольный год уже закончился и это был бы такой подарок. Но бабушка сказала, что тогда не будет воспитательного момента.

Из проблем, с которыми мы столкнулись:

- не всегда можно найти какую-нибудь работу, за которую можно заплатить ребенку. Мы обходились мелкими поручениями, которые самим сделать лень.

- в самом начале сын схитрил и сказал бабушке, что ему не давали на обеды на этой неделе (типа мама забыла). Сумму положил в копилку, и плюс еще решил спросить у бабушки. Бабушка дала денег, но позвонила нам. С сыном пришлось пообщаться, сказать, что так нельзя.

- из этого вытекает следующий случай - бабушка узнала, что сын начал копить и разово подарила ему 500 рублей, чтобы "побыстрее" подкопил. Естественно мы поговорили с бабушкой про такой антивоспитательный момент.

Чтобы читать больше наших статей, подпишитесь на нашу группу вконтакте: https://vk.com/detskayasamara63
Made on
Tilda